Инструментарий для разработки
Правильно настроенный инструмент сильно влияет на скорость создания проекта. Вручную
хорошо делать только то, что неоднообразно и ново, а когда всё становится повторяющейся рутиной, то во-первых,
накапливается раздражение от медленного продвижения, во-вторых, теряешь надежду на возможность
решить задачу, и в-третьих, бывает, что начинает казаться, что с начала проекта твои усилия потрачены
напрасно. Чтобы бороться с этой дезорганизацией, нам с вами требуется существенно повысить автоматизацию творческого процесса (какие слова пошли ;) ).
И чтобы ПО было бесплатное. Короче, хороший инструмент в общественные массы!
Русифицированный Wally 1.55B
— редактор текстур, текстурных сборников pak-файлов и wad-файлов для игр Half-Life, Heretic II, Quake1, Quake2, Serious Sam, Sin, Unreal и некоторых других.
Примерно 95% интерфейса русифицировано (и всё нами :)).
Примеры действия основных эффектов обработки изображений:
Исходное изображение
|
Зашумление
|
Снижение резкости
|
Изменение яркости и контраста
|
Диффузное размывание
|
Имитация рельефности
|
Подчёркивание контуров
|
Отражение половины
|
Циклическое смещение
|
Сокращение числа цветов
|
Повышение резкости
|
Синтез текстуры камня
|
Синтез текстуры камня 2
|
Синтез текстуры камня 3
|
Синтез кафельной плитки
|
Синтез кафельной плитки 2
|
Кроме карандаша, кисти, стёрки, заливки, аэрографа (распылителя), рисования отрезков и лучей, есть ещё необычные инструменты рисования:
заменители цвета — простой и градиентный ;
аэрограф с заменой цвета ;
осветлитель и
затемнитель ;
размыватель ;
полуокрашивание ;
клонирование ;
"резиновый" штамп ;
рисование текстурным образцом ;
имитаторы царапин ,
пулевых отверстий ,
заклёпок ;
обработка подтекстур (MIP-текстур)
;
и есть ещё инструмент рисования декалей, но разобраться в его работе пока не удалось.
Авторы: | Ty Matthews & Neal White |
Операционная система: | Windows, ReactOS |
Версия редактора текстур: | 1.55B-RUS |
Язык интерфейса: | Русский |
скачать редактор Wally [1,19 Мб в zip].
|
WadClean вер. 1.2 — уборщик лишних текстур из WAD-файлов.
Программа удаляет из WAD-файлов неиспользованные на *.bsp картах Half-Life текстуры. Программа должна быть в одной папке с WAD-файлами. Запускается из командной строки с параметрами:
wadclean [-d] source1.bsp [source2.bsp ...]
Необязательный параметр -d создаёт список удалённых текстур (wadname_stripped.txt)
sourceX.bsp — это название BSP-файла или маска для поиска.
Автор: XaeroX Сайт автора: chainstudios.hlfx.ru
Операционная система: Windows
Версия утилиты: 1.2 Язык: English
скачать WadClean 1.2
[25 кб в rar].
И ЗЕРКАЛО для скачивания Wadclean 1.2 на Half-Life.ru.
ОБСУДИТЬ
TSynth вер. 1.0 — генератор
и редактор бесшовных полуабстрактных текстур, другими словами, текстурный синтезатор.
Создаётся до 4 независимых изображений-заготовок, и эти каналы смешиваются в текстуру разрешением 256х256 точек,
которую можно сохранить в виде изображения .tga (потом преобразуете в нужный вам формат).
Впрочем не только на четырёх, но и на одном изображении можно много наворотить.
Запоминает код последовательности синтеза текстуры в собственный формат .sts или в формат языка Си (просто Си, а не Си++).
Когда запустите программу первый раз, советую сначала загрузить и посмотреть прилагающиеся примеры текстур:
,
а потом попробовать собственные эксперименты с текстурами.
Авторы: Eberhard Grummt и Luca Gerli
Сайт: http://pouet.net/prod.php?which=12519
Операционная система: Windows
Версия утилиты: 1.0 Язык: English
скачать
синтезатор текстур TSynth версии 1.0 [327 кб в zip].
Программа Skymaker 2.1 проецирует плоскую панораму из bmp файла размером 1024x512 на
6 граней небесного куба, известного как skybox. Если часть панорамы закрасить пурпурным, точнее цветом с R=255,
G=0, B=255, то в данном месте будет отражение картинки, как если бы на панораме отражалось
небо в воде.
Автор: Brachka
Операционная система: Windows, ReactOS
Версия редактора: 2.1 Язык: English
скачать Skymaker 2.1
[515 кб в rar].
ЗЕРКАЛО для скачивания Skymaker 2.1 на Half-life.ru
ОБСУДИТЬ программу в Живом Журнале
Тестовая кубообразная карта-транспортир
Skylight.rfm для подбора и измерения падения света от неба (под движок Half-Life). Сначала в редакторе на карту
выставляется новое небо с изображением светила, подбираются углы и компилируется с освещением.
Потом в игре сравнивается получившееся с направляющими. После 2-4 исправлений направление света для light_environment будет подобрано очень близко.
Подробнее на странице для скачивания
Редактор статических 3D моделей kHED версии 1.1.5 с русификацией.
В редакторе объёмных моделей kHED можно нарисовать любые непрозрачные фигуры без задания освещения и наложить на них текстуры.
Этот бесплатный редактор ориентирован в основном на проектирование низкодетализированных моделей для компьютерных игр.
kHED напоминает аналог редактора Milkshape 3D без редактора движений и некоторых мелочей (вроде отображения хромового эффекта или инструмента разбивания треугольной грани на 4 треугольника).
Причём некоторые инструменты из kHED в Milkshape 3D не встречались, а некоторые удобнее, чем в Milkshape 3D —
среди них, например, интерактивные рамки для управления масштабированием выделенного.
Наряду с собственным форматом файлов .KHE редактор поддерживает загрузку и экспорт в форматы .SMD заготовок моделей, .MDL моделей игры Half-Life, Wavefront .OBJ,
.MS3D редактора Milkshape 3D и .3DS редактора 3D Studio.
Автор: Евгений Ермолаев
Операционная система: Windows, ReactOS
Версия ПО: портативная 1.1.5
Язык: Русский (русификация примерно 90% интерфейса)
скачать русифицированный портативный 3D-редактор kHED вер. 1.1.5 [2,54 Мб в архиве zip].
Генератор QC-сценариев
для компиляции модели — редактор настроек модели перед её компиляцией в формат .mdl компилятором
studiomdl.exe.
Подробнее о QC-файлах в статьях
"Создание модели в Milk Shape 3D" или "Системное программирование на QC ;)".
Автор: Пасяда Александр
Операционная система: Windows, ReactOS
Версия ПО: 1.0.1 Язык: Русский
скачать Генератор QC сценариев
[1,35 Мб установщик в архиве zip].
Скиннер моделей
— создаёт изображения моделей в папке с программой.
Когда мод становится большим и сложным, или у Вас крупный сборник моделей к игре Half-Life, то иногда не вспомнишь,
какие модели есть в каталоге, а щёлкать через Model Viewer долго. Тогда с помощью данной программулины
можно к каждому файлу mdl отрисовать своё растровое изображение-иллюстрацию.
Есть только пара недоработок — не поддерживаются модели с несколькими файлами (например, комплект scgrunt.mdl и scgrunt01.mdl),
а так же не отображаются альтернативные бодигруппы (bodygroups) и заменяемые текстуры (skingroups).
Автор: XaeroX Сайт автора: chainstudios.hlfx.ru
Операционная система: Windows
Версия утилиты: 2 Язык: Английский
скачать Скиннер моделей
[44 кб в rar].
Редактор движущихся спрайтов
пламени, взрывов и дыма Flamemaker вер.2. Кроме пироэффектов можно попробовать создать какое-нибудь замутнение в жидкости, но в первую очередь — это пламя. Удачные настройки можно сохранить. После генерации спрайт сохраняется в виде прямоугольного растрового изображения, разбитого на кадры. К примеру, можно получить
спрайт огня |
спрайт телепортационного кольца
|
Автор: Алексей Борисов Сайт автора: imp5.narod.ru
Операционная система: Windows, ReactOS
Версия редактора: 2 Язык: Русский
скачать FlameMaker 2
[268 кб в rar].
Explogen —
генератор спрайтов взрывов. Он записывает кадры взрыва в ряд графических файлов в формате .bmp.
Взрыв создаётся комбинацией 3 эффектов:
А) разлетающихся клубов огня или дыма,
Б) разлетающегося огненного или дымного кольца,
В) разлетающихся ошмётков (алгоритм частиц со шлейфами),
причём спрайт может содержать до 3 различных взрывов,
начинающихся в разных точках изображения. И, конечно,
можно выбрать как цвет спрайтов, так и цвет фона.
Чтобы увидеть результат, щёлкаете внизу кнопкой Generate.
И если проигранное вам подходит, то сохраняете кнопкой Export. Четыре примера:
Авторы: | группа Kengine Gaming |
Сайт авторов: | kenginegaming.com |
Операционная система: | Windows Vista, Windows 7 или старше, ReactOS |
Версия редактора: | 2 |
Язык: | Английский |
скачать Explogen 2
[1,7 Мб в архиве .7z]. |
Генератор спрайтов взрывов Explosion Texture Generator Саши Вильемса создаёт
раскадрованную "текстуру" взрыва из двух типов частиц, использующих файлы изображений частиц .dds — первый вид для огня, второй для ошмётков/искр.
Готовые изображения автоматически сохраняются в подпапке \output
в формате .png с различной степенью прозрачности изображения и прозрачным фоном.
Изображение представляет квадрат 4x4, 8x8 или 16x16 кадров для всех фаз взрыва.
Это потребует дополнительной обработки перед работой конвертера спрайтов
Wavelength Sprite Wizard от Spider-а (его используем для создания спрайта под движок игры Half-Life),
который собирает спрайт из отдельных кадров, или вообще стоит подыскать другой конвертер, но в любом случае этот генератор достоин внимания всех,
кто интересуется хорошими бесплатными инструментами для создания спрайтов.
Пример:
Автор: | Sascha Willems |
Сайт автора: | www.saschawillems.de |
Операционная система: | Windows Vista, Windows 7 |
Версия генератора спрайтов взрывов: | 1.0 (2009 года) |
Язык интерфейса: | Английский |
скачать генератор спрайтов взрывов Explosion Texture Generator с сайта автора
[480 кб в архиве .zip].
|
Explosion Generator бесплатной версии 1 под Mac OS X.6.
Создаёт спрайты взрывов с разлетающимися трёхмерными осколками и сохраняет кадры в графическом формате *.png.
Размер спрайта только 120x120 точек. Пример:
Авторы: | Deep Blue Apps |
Сайт авторов: | www.deepblueapps.com/explosion-generator |
Операционная система: | Mac OS X.6 — Snow Leopard |
Версия генератора спрайтов: | 1.0 |
Язык интерфейса: | Английский |
скачать Explosion Generator со страницы авторов.
|
Генератор изображений ореолов и вспышек для спрайтов Flare Sprite Designer создаёт их из 4 исходных элементов:
- равностороннего сплошного многоугольника (в пределе круга),
- кольца или контура равностороннего многоугольника (имитация блика на оптике),
- нескольких крупных лучей и
- множества мелких лучиков.
Любой ненужный элемент можно не отображать. Изображение, которое получилось, сохраняете в формате bmp. Примеры
Автор: | Кузоватов Александр |
Операционная система: | Windows, ReactOS |
Версия генератора ореолов: | 1 (2008 года) |
Язык интерфейса: | Английский |
скачать генератор спрайтов ореолов Flare Sprite Designer
[662 Кб в архиве .zip].
|
скачать
исходный код Flare Sprite Designer вер. 1 (2008 г.)
для Delfy [120 Кб в архиве .zip].
|
Как многие другие графические редакторы редактор GIMP может пригодиться при создании спрайтов. И его стоит поместить также в редакторы текстур.
Но здесь он потому, что порадовали его возможности создания изображений ореолов, вспышек и похожего в меню Фильтры->Свет и тень->Градиентная вспышка или Сверхновая:
или имитация дифракции света в меню Фильтры-> Визуализация->Текстуры->Дифракционные текстуры...
Авторы: Spencer Kimball, Peter Mattis и команда разработчиков
Сайты проекта: http://www.gimp.org
http://gimp.ru
Операционная система: *nix, Windows, MacOS
Версия редактора: 2.8
Язык: Мультиязычный (в том числе русский)
скачать на сайте авторов для различных ОС [24,9 Мб].
ОБСУДИТЬ на форуме.
Audacity — хороший бесплатный звуковой редактор
без сильных наворотов. Хотя он ориентирован в первую очередь для записи и обработки голоса и сведения дорожек,
в нём есть эхо с задержкой, фильтры, отклонение частоты, модуляции, микшер, компрессоры, такие часто используемые преобразования как плавная атака/плавное затухание,
усиление, нормировка и ещё половина, о чём сразу не вспомнил.
Его удобно использовать для работы со звуками к играм. Редактор синтезирует 7 видов звуков сам. К нему только одна претензия:
экспортировать в 8-ми битный звуковой wav-файл, к сожалению, не может, только в 16-ти битный (и даже 32-х!, но оно для игр пока не надо).
Но в любом случае проект достойный внимания и использования. Есть стабильная версия 2.0.6.
Авторы: Команда разработчиков
Сайт проекта: http://audacity.sourceforge.net
Операционная система: *nix, Windows, MacOS
Версия редактора: 2.0.6
Язык: Мультиязычный (в том числе русский)
скачать звуковой редактор Audacity на сайте авторов для различных ОС [примерно 8 Мб].
ОБСУДИТЬ на форуме.
Редактор cue-меток Cue List Tool. Чтобы управлять зацикленными звуками, в wav-файлах добавляются временнЫе
метки, показывающие с какого момента от начала проигрывать повторы (когда заканчивать тоже, но это вряд ли нужно в игре, ведь непроигрываемый конец звука обрезается для экономии). Перечень cue-меток сохраняется внутри wav-файла.
Cue List Tool — несложный маленький инструмент, разбираться не долго, хотя если вам понадобится
делать целые списки cue-меток, и ещё по отдельности от .wav, то немного дольше, но оно того стоит
- к примеру для музыкальных инструментов или длинных звуковых дорожек с разнородными фрагментами.
Автор: Stefan Bion
Страницы проекта: немецкая www.stefanbion.de/cueltool/
английская www.stefanbion.de/cueltool/index_e.htm
Операционная система: Windows, ReactOS
Версия редактора: 1.7
Язык: Английский (или немецкий)
скачать редактор Cue List Tool
[809 кб в .exe].
Для того, чтобы составить перечень ресурсов в файле карты bsp, под Windows можно воспользоваться консольной
командой find. Она найдёт все строки в файлах, совпадающие с заданным текстовой строчкой. Формат у неё такой:
find "искомая текстовая строка" Название Файла >Название текстового файла для списка результатов
Если ищем модели, то в поиске нужно искать строчки, включающие название папки моделей "models/" или расширение файлов ".mdl".
Например, для поиска моделей в файле proba.bsp в командной строке набираешь команду
find "models" proba.bsp >proba-mdl.txt
После чего создаётся список proba-mdl.txt с содержимым вроде
---------- PROBA.BSP
"model" "models/kabina.mdl"
"model" "models/benzinkanister.mdl"
"model" "models/elektroschit1.mdl"
Потом в строках "model" "models/....mdl" в текстовом редакторе все фрагменты
"models" "m
заменяем на одну букву m, а последнюю кавычку на конце каждой строки удаляем.
И подобный принцип поиска всего, что может быть внешним ресурсом объекта на карте:
если ищем ссылки на спрайты, то поиск можно вести по ".spr" или "sprites/", если ищем
ссылки на звуки, то поиск по "sound/" или ".wav", если ищем ссылки на mp3 файлы, то
".mp3".
"Всё это классно, но как стереть десятки повторяющихся строчек, а потом отсортировать уникальные
по алфавиту?" — спросишь ты. Для этой задачи
тоже существуют шустрые бесплатные инструменты, и совсем не обязательно запускать большие табличные процессоры.
Можно, например, прореживать и сортировать специальным текстовым редактором Автоформат:
Текстовый редактор Автоформат
Автор: Плотников Сергей Александрович
Сайт автора: www.motorocker.ru
Операционная система: Windows, ReactOS
Версия ПО: 4.3 Язык: Русский
скачать
редактор Автоформат версии 4.3 [217 кб в 7z].
Просмотр содержимого pak и wad файлов:
QuakePak — доп. модуль к Far Manager версии 1.60 или старше. Он может создавать и работать
c содержимым PAK файлов ресурсов (для игр Quake 1, Quake 2, Half-Life, SiN)
и WAD файлов текстур (типа WAD2 для Quake, WAD3 для игры Half-life и WAD для Doom и Doom2) как с файлами в папке.
Извлечённые текстуры сохраняются в формате текстур .mip, но без расширения.
*.mip формат может прочитать тот же Wally, формат состоит из текстуры с 256-тицветной палитрой и MIP-подтекстур, уменьшенных
в кратное двум число раз для отображения на дальних расстояниях с пониженной детализацией. Что можно сделать без Wally в Far Manager-е?
Посмотреть названия текстур, посчитать их количество, а самое главное сравнить с содержимым похожих wad файлов и рассортировать
по названиям. Те же возможности сортировки можно вспомнить и при работе с .pak архивами, где сохраняются все расширения файлов
(кстати, вместо Far + QuakePak для работы с pak-файлами можно использовать программулину PakScape
в стиле проводника Windows, только на мой взгляд в Far-е быстрее (в основном сортировать), правда wav-звуки PakScape проигрывает сам в отличие от Far Manager-а).
Устанавливается QuakePak копированием файлов из архива qpak162.rar в созданный вами каталог \Far\Plugins\QPAK162
Автор: Евгений Котляров
Операционная среда: Far Manager ver. 1.60+
Версия модуля: 1.62
Язык: Русский, English
скачать QuakePak — модуль для Far [23 кб].
Просмотр содержимого bsp, mdl, map, rmf, vmf и gl файлов:
Crafty представляет собой просмотрщик трёхмерных объектов, материалов, моделей и файлов, ориентированный на создателей модов к играм Half-Life или энтузиастов, ищущих программы для быстрого просмотра, которые не зависят от системы Steam. В настоящее время он поддерживает несколько режимов отображения 3D-содержимого файлов c форматами из движка игры Half-Life 2:
.bsp, .mdl, .vmf и .gl
вместе с форматами файлов для движка игры Half-Life 1:
.bsp, .mdl, .map и .rmf.
Передвигаться по трёхмерному миру можно клавишами управления курсором вместе
с мышью. Возможности:
- Показ содержимого форматов из игры Half-Life 2: .bsp, .gl, .mdl и .vmf файлов.
- Показ содержимого форматов из игры Half-Life 1: .bsp, .map, .mdl и .rmf файлов.
- Просмотр файлов форматов .obj и .skp.
- Отображение в затекстуренном виде с освещением, без текстур (для скомпилированных карт
с освещением), в рентгеновском режиме, сеточном виде или в виде вершин.
Примеры первых 4 видов:
- Замораживание сцены.
- Экспорт всех форматов и материалов в формат .obj (например, из карты можно сделать модель).
- Просмотр и экспорт из GCF и других пакетных форматов.
- Просмотр и экспорт материалов.
- Просмотр и экспорт моделей.
- Полностью бесплатное ПО. Быстрая и простая установка.
Автор: | Райан Грегг ("Nemesis") |
Страница проекта: | http://nemesis.thewavelength.net/index.php?p=45 (возможно, что не работает) |
Операционная система: | Windows XP, Server 2003, 2000, Me, NT, 98. |
Версия просмотрщика: | 1.0.2 (2010 года) |
Язык интерфейса: | Английский |
скачать просмотрщик Crafty
[3,29 Мб в ариве .zip].
|
|