Руководство пользователя к 3D-редактору kHED версии 1.1.5 с русификацией

Назад к оглавлению

Инструменты

  Чтобы выбрать инструмент, щёлкните на соответствующей кнопке панели выбора инструментов.





Инструмент Выделения



  Этот инструмент позволяет выделить определенные объекты модели. Четыре кнопки соответствуют четырем режимам выделения:
  • Вершины (клавиша F7 на клавиатуре);
  • Треугольники — треугольные грани (клавиша F8);
  • Грани — группы компланарных треугольников, т.е. треугольников в единой плоскости (клавиша F11);
  • Группы (клавиша F12);
  В зависимости от выбранного режима доступны дополнительные параметры.

  В режимах выделения треугольников, граней и групп доступен параметр выделения Вершинами, при включении которого объекты будут выделяться только за счёт выделения их вершин.

  В режиме выделения групп доступен выбор между выделением Групп или Групп сглаживания, с помощью которых можно выбрать какой тип группы нужно выделить.

  Во всех режимах можно расширить выделение кнопкой Охватить соседние, которая выделяет треугольники, уже имеющие некоторые выделенные вершины, другими словами добавляет в выделение соседние структуры. Вот пример её работы:



  Чтобы выделить объект, щёлкните по нему левой кнопкой мыши в видовом окне любой проекции. Чтобы по очереди выделить несколько объектов, удерживайте клавишу Shift и нажимайте левой кнопкой мыши по каждому из них.

  Чтобы снять выделение с объекта, щёлкните по нему правой кнопкой мыши удерживая клавишу Shift.

  В видовых окнах ортогональных проекций (2D) доступно выделение с помощью рамки. Зажмите левую кнопку мыши и переместите указатель, чтобы выделить сразу несколько объектов. Удерживайте нажатыми Shift и правую кнопку мыши и переместите указатель, чтобы снять выделение сразу с нескольких объектов.



Инструмент Перемещения (Q)



  Этот инструмент перемещает выделенные вершины.

  Чтобы переместить выделенные вершины, удерживайте нажатой левую кнопку мыши в любой чертёжной проекции и перемещайте указатель. При выборе данного инструмента во всех ортогональных проекциях отображаются стрелки, показывающие по каким осям будет осуществляться перемещение:



  Активные оси обозначены жёлтым цветом. Чтобы перемещать объекты по одной оси, наведите указатель мыши на соответствующую стрелку, после чего переместите указатель удерживая левую кнопку мыши.

  Также доступно перемещение объектов на заданный в поля ввода шаг. Введите нужные значения и нажмите кнопку Переместить или клавишу Enter, чтобы переместить объекты.

  Параметр Клонировать позволяет создать произвольное число копий объектов, перемещённых на заданное расстояние. Введите число копий в поле Число клонов и режим вычисления расстояния Интерполировать или Экстраполировать в пределах шага. См. рисунок:





Инструмент Поворота (W)



  Этот инструмент поворачивает выделенные вершины вокруг выбранной оси. При выборе инструмента в ортогональных проекциях отображаются оси вращения:



  Чтобы вращать объекты, удерживайте нажатой левую кнопку мыши в любой чертёжной проекции и перемещайте указатель. Чтобы переместить ось вращения, наведите указатель мыши на окружность и перемещайте ось, удерживая левую кнопку мыши.

  Также доступна автоматическая установка осей поворота кнопками в параметрах инструмента вокруг:
  • Центра габаритов выделенных вершин, т.е. вокруг среднего арифметического самых крайних вершин;
  • Центра фигуры, т.е. вокруг среднего арифметического всех вершин выделенной фигуры;
  • Начала координат;
  При повороте в строке состояния показывается угол, на который в данный момент произведен поворот.

  В параметрах инструмента можно установить шаг угла вращения в пункте Дискретно на угол.

  Параметр Клонировать действует так же, как в инструменте Перемещение.



Инструмент Масштабирования (E)



  Этот инструмент позволяет масштабировать выделенные вершины. При его выборе во всех видовых окнах чертёжных проекций отображается вспомогательная рамка и крест — центр, относительно которого выполняется масштабирование.

  Масштабировать можно несколькими способами:
  • В произвольной области любого видового окна чертёжных проекций (по двум осям);
  • С помощью одной из осей вспомогательного крестика (по одной оси);
  • С помощью вспомогательной рамки (по одной или двум осям);
  • Равномерно с помощью вспомогательных областей (по двум или трем осям).
  Активная ось, вдоль которой происходит масштабирование, обозначена желтым цветом. Чтобы масштабировать объекты в равной мере по двум осям, воспользуйтесь этой областью:



  С помощью этой области выполняется равномерное масштабирование по всем трем осям:



  Переместить точку, относительно которой выполняется масштабирование, можно перетягиванием центра вспомогательного крестика с помощью указателя мыши либо кнопками группы Центр масштабирования в настройках инструмента:
  • Центр габаритов — центр габаритов выделенных вершин;
  • Середина — среднее арифметическое выделенных вершин;
  • Начало координат.
  Также доступно масштабирование объектов по заданным в поля ввода числовым значениям. Для этого введите нужные значения и нажмите кнопку Масштабировать либо клавишу Enter. При этом масштабирование будет осуществляться относительно точки указанной в разделе "По отношению к".

  С помощью кнопки /2 раза можно уменьшить пополам, а *2 раза — увеличить объекты вдвое.



Инструмент Выдавливания (R) — Extrude



  Этот инструмент включает в себя три подынструмента:
  • Выдавить (Extrude);
  • Конический скос (Bevel) — выдавливание с коническим скосом;
  • Вставка в грани (Inset).


  В режиме Выдавить доступны такие настройки, как:
  • Сохранить исходник — оставить копию исходных треугольников (копия разворачивается в обратную сторону). Это полезно для превращения плоских тел в объёмные;
  • Направление — направление извлечения. В режиме По нормалям вершины перемещаются в направлении нормалей их треугольников. В режиме Линейно вершины перемещаются аналогично инструменту Перемещение;
  • АвтоСглаживание — если включено, то боковым треугольникам назначаются группы сглаживания, выбираемые по максимальному углу между треугольниками (По углу); или все треугольники привязываются к одной группе сглаживания (Простой группой).
  Во всех трёх режимах можно ввести конкретные числовые значения преобразования, а затем нажать кнопку Extrude (Выдавливание)/Bevel (Конический скос)/Inset (Вставка) (в зависимости от режима) или подтвердить клавишей Enter.



Создать грань (Polygon tool)



  Данный инструмент имеет три режима построения грани:
  • Треугольная грань — треугольник;
  • Многоугольная грань — многоугольник;
  • Сложный многоугольник — сложный многоугольник (возможно вместе с отверстиями и специфической топологией).
  В режиме Треугольной грани для создания треугольника нужно щёлкнуть в видовых окнах чертёжных проекций там, где должны быть расположены его вершины. Если навести указатель мыши на уже созданную вершину, последняя начнет мигать — это значит, что при щелчке по ней будет использована имеющаяся вместо создания новой. Такое поведение можно отключить или включить настройкой Привязка к вершинам.



  Аналогично создаются многоугольники (режим Многоугольной грани). За исключением того, что все вершины нужно выбирать в том видовом окне, где был совершен первый щелчок. Ребра многоугольника не должны пересекаться.
  Чтобы завершить создание многоугольника, щёлкните на первой его точке. После этого он будет построен.



  Более сложные многоугольники в режиме Сложного многоугольника создаются так: создается внешняя граница многоугольника, как и в режиме Многоугольной грани, и внутри этих границ создаются дополнительные многоугольники.
  После создания внешней границы становятся доступными дополнительные варианты:
  • Заполнение — создаваемый внутренний многоугольник будет заполнен треугольниками;
  • Отверстие — внутренний многоугольник будет отверстием;
  • Кнопка Конец линии завершает линию (если она должна быть незамкнутой, например, отрезком);
  • Кнопка Построить.


  Если отмечен флажок Лицом вперёд, созданные треугольники будут обращены лицевой стороной к проекции, в которой они были созданы. В противном случае ориентация многоугольника будет зависеть от порядка следования вершин. Во всех режимах доступен пункт Двухсторонняя грань, при включении которой треугольники будут создаваться в двух экземплярах, с противоположной ориентацией лицевых сторон.



Создать плоскость — прямоугольник (Plane Tool)



  Данный инструмент создает плоский прямоугольник, который ориентирован лицевой стороной к текущей проекции.
  В полях Рядов и Столбцов задаётся число сегментов соответственно по высоте и ширине. Ориентация рёбер задает способ поворота диагонального ребра:
  • Просто NNNN-NNNN- — без поворотов ребра;
  • Рядами NИNИ-NИNИ- — поворот каждый ряд;
  • Рядами NNNN-ИИИИ- — поворот каждый столбец;
  • Оригами NИNИ-ИNИN- — поворот каждый ряд и столбец.
  Параметр Инвертировать переворачивает структуру, заданную в Ориентации рёбер..

  В поле Предпросмотр отображается вид создаваемой плоскости.

  Чтобы создать плоскость, удерживайте нажатой левую кнопку мыши и переместите указатель в любом из видовых окон.



Создать параллелепипед — прямоугольный параллелепипед (Box Tool)



  Этот инструмент создает прямоугольный параллелепипед (бокс).
  Параллелепипед создаётся в несколько шагов (в зависимости от настроек). По умолчанию на первом шаге указывается ширина и высота (Width и Height) растягиванием прямоугольника в видовом окне, на втором — длина (Length).   Если значение Сегментов фаски больше нуля, добавляется шаг, на котором указывается значение фаски Fillet (сглаживание или срезание краев):

  Параллелепипед со сглаженными краями (Сегментов фаски = 3):



  Значения Ярусов, Сегментов в ширину и Сегментов в длину позволяют задать количество сегментов соответственно по высоте, ширине и длине.

  Чтобы создать куб, включите флажок Куб, и тогда высота, ширина и длина будут равными.

  Текущие высота, ширина, длина и значение параметра сглаживания отображаются в строке состояния.



Создать сферу (Sphere Tool)



  Этот инструмент создает сферу.
  Доступно два типа построения сферы: Сфера и Геосфера:



  В режиме Сфера задается количество Сторон и Ярусов (вертикальных сегментов). В режиме Геосфера в настройке Итераций задаётся число итераций: чем больше, тем больше треугольников будет содержать сфера.

  Для того, чтобы создать сферу, зажмите левую кнопку мыши и протяните указатель в любой из чертёжных проекций до нужного размера. Положение сферы при этом зависит от настройки Метод построения.



Создать цилиндр или призму (Cylinder Tool)



  Этот инструмент создает равностороннюю призму или цилиндр.
  Для призмы или цилиндра доступны следующие параметры:
  • Ярусов — сколько сегментов по высоте;
  • Сторон;
  • Сегментов фаски — сколько сегментов сглаживания;
  • Сегментов основания — число концентрических сегментов на верхней и нижней грани (т.е. центральный круг и внешние кольца).
  Примеры цилиндров с разными значениями параметров:



  Параметр Тип основания определяет тип построения обоих оснований цилиндра:



  Положение цилиндра при его создании задается параметром Метод построения.



Создать трубку (Tube Tool)



  Этот инструмент создает полую трубу.
  Для трубы доступны следующие параметры:
  • Внутренних ярусов — сегменты по высоте на внутренней стороне трубы;
  • Внутренних сторон — стороны на внутренней стороне трубы;
  • Внешних ярусов — сегменты по высоте на внешней стороне трубы;
  • Внешних сторон — стороны на внешней стороне трубы;
  Труба создается в три шага: два шага для задания внутреннего и внешнего радиуса (внутренним считается меньший) и один шаг — для длины.

  Если внутренний радиус трубы намного меньше внешнего, полезно уменьшить количество сторон на внутренней стороне чтобы понизить общее число треугольников.

  Положение трубы при ее создании зависит от режима Метод построения.



Создание тора (Torus Tool)



  Этот инструмент создает тор.
  Для тора можно задать количество:
  • Сторон и
  • Сегментов;
  пример тора с параметрами Сторон=12, Сегментов=12:



  Положение тора при его создании задается настройкой Метод построения.



Создать тело вращения (Lathe Tool)



  Этот инструмент создает фигуру вращения по заданному контуру:



  Количество сторон фигуры задается параметром Сторон.

  Угол поворота задается параметром Угол сектора и по умолчанию равен 360° (полный оборот). Если угол меньше 360°, в фигуре появляется разрез. Флажок Покрыть торцы сектора управляет заполнением гранями на краях разреза.



  Доступны два режима редактирования:
  • Контуром — редактирование контура;
  • Осью — перемещение оси вращения;
  Настройка Ориентация оси позволяет выбрать ориентацию оси Вертикально или Горизонтально.

  Настройка Группа сглаживания позволяет заранее назначить сегментам контура определенную группу сглаживания. Соответственно сегменты окрашиваются в один из цветов.

  Фигура создается при замыкании контура либо по нажатию кнопок Создать или Замкнуть и Создать. Последняя замыкает контур перед созданием фигуры.

  Если контур не замкнут, то фигура может получиться вывернутой наизнанку. Чтобы исправить это, выберите в меню пункт Редактировать -> Перевернуть грани.



Создать изогнутое тело с задаваемым профилем (Loft Tool)



  Этот инструмент может использоваться для разных целей. Он аналогичен многократному применению функции Выдавить грани из рёбер по заданному пути (контуру).

  Для создания фигуры необходимо задать контур и сечение. По умолчанию сечение — окружность, число сторон которой задается параметром "сторон".

  Вы можете изменить форму сечения. Для этого щелкните левой кнопкой мыши по области просмотра сечения. Это откроет диалоговое окно Редактор сечения.



  Инструменты этого диалогового окна позволяют перемещать, вращать и масштабировать сечение относительно центра. Также можно отразить сечение по горизонтали и по вертикали. С помощью инструмента Move Vertex можно перемещать курсором мыши отдельные вершины сечения.

  При создании контура доступны режимы:
  • Контуром — редактирование контура;
  • Перегибом — изменение величины сглаживания на углах контура;
  • Масштабированием сечения — масштабирование сечения;
  • Вращением сечения — вращение сечения;
  Всё редактирование производится на плоскостях в чертёжных проекциях. Контур создается нажатиями левой кнопки мыши. Отдельные точки контура можно перемещать удерживая левую кнопку мыши. Масштабирование, вращение и сглаживание углов производится перемещением указателя мыши при нажатой левой кнопке.

  Параметр Сегментов изгиба задает количество сегментов сглаживания на изгибах контура.

  Флажок С основаниями включает создание крайних граней фигуры.

  Когда фигура готова, нажмите кнопку Создать чтобы создать её.

  С помощью кнопки Замкнуть контур оси можно замкнуть контур, соединив его первую и последнюю точку.

  Примеры фигур, созданных с помощью инструмента Создать изогнутое тело:





Наложение текстуры (Mapping Tool)



  Этот инструмент предназначен для проецирования текстурных координат, а также автоматической текстурной развертки.

  Перед использованием инструмента необходимо выделить треугольники, для которых будут рассчитываться текстурные координаты.

  Доступно три вида проекции текстуры:
  • Плоская — планарная проекция;
  • Цилиндрическая — цилиндрическая проекция;
  • Сферическая — сферическая проекция.
  Ориентация плоскости, цилиндра или сферы задается настройкой Проекция (если нужно сориентировать по одной из ортогональных проекций) либо вручную перемещением указателя мыши с зажатой левой кнопкой в одной из чертёжных проекций.
  Также есть возможность ориентации по нормали к любой поверхности модели. Для этого наведите указатель на нужную поверхность в перспективном (3D) видовом окне и щёлкните по нему левой кнопкой мыши.



  Чтобы применить проекцию текстуры, нажмите Переналожить.

  В инструменте также доступна автоматическая текстурная развертка, для которой используется два алгоритма:
  • В развёртку поверхности — все треугольники поворачиваются к одной плоскости, образуя один непрерывный элемент;
  • В проекцию на плоскость — треугольники делятся на разные элементы и для каждого из них делается планарная проекция;

  После нажатия на кнопку одного из вариантов автоматической развертки открывается диалоговое окно, в котором видна полученная развертка. Пример развертки цилиндра:



  Нажав на кнопку Следующий, можно выбрать следующий треугольник в качестве начального. Это в некоторых случаях позволяет улучшить вид развёртки.
  Чтобы применить развёртку, нажмите ОК. Или Отмена чтобы отменить.

  В режиме В проекцию на плоскость это диалоговое окно имеет также параметр Максимальный Угол, который определяет максимальный угол, при котором треугольники могут принадлежать одному элементу.

  Как правило этот инструмент используется в комбинации с ручным редактированием текстурных координат (См. Редактор проецирования текстуры (Редактор текстурных координат)).








Назад к оглавлению