Руководство пользователя к 3D-редактору kHED версии 1.1.5 с русификацией Назад к оглавлениюИнструменты Чтобы выбрать инструмент, щёлкните на соответствующей кнопке панели выбора инструментов. Инструмент Выделения Этот инструмент позволяет выделить определенные объекты модели. Четыре кнопки соответствуют четырем режимам выделения:
В режимах выделения треугольников, граней и групп доступен параметр выделения Вершинами, при включении которого объекты будут выделяться только за счёт выделения их вершин. В режиме выделения групп доступен выбор между выделением Групп или Групп сглаживания, с помощью которых можно выбрать какой тип группы нужно выделить. Во всех режимах можно расширить выделение кнопкой Охватить соседние, которая выделяет треугольники, уже имеющие некоторые выделенные вершины, другими словами добавляет в выделение соседние структуры. Вот пример её работы: Чтобы выделить объект, щёлкните по нему левой кнопкой мыши в видовом окне любой проекции. Чтобы по очереди выделить несколько объектов, удерживайте клавишу Shift и нажимайте левой кнопкой мыши по каждому из них. Чтобы снять выделение с объекта, щёлкните по нему правой кнопкой мыши удерживая клавишу Shift. В видовых окнах ортогональных проекций (2D) доступно выделение с помощью рамки. Зажмите левую кнопку мыши и переместите указатель, чтобы выделить сразу несколько объектов. Удерживайте нажатыми Shift и правую кнопку мыши и переместите указатель, чтобы снять выделение сразу с нескольких объектов. Инструмент Перемещения (Q) Этот инструмент перемещает выделенные вершины. Чтобы переместить выделенные вершины, удерживайте нажатой левую кнопку мыши в любой чертёжной проекции и перемещайте указатель. При выборе данного инструмента во всех ортогональных проекциях отображаются стрелки, показывающие по каким осям будет осуществляться перемещение: Активные оси обозначены жёлтым цветом. Чтобы перемещать объекты по одной оси, наведите указатель мыши на соответствующую стрелку, после чего переместите указатель удерживая левую кнопку мыши. Также доступно перемещение объектов на заданный в поля ввода шаг. Введите нужные значения и нажмите кнопку Переместить или клавишу Enter, чтобы переместить объекты. Параметр Клонировать позволяет создать произвольное число копий объектов, перемещённых на заданное расстояние. Введите число копий в поле Число клонов и режим вычисления расстояния Интерполировать или Экстраполировать в пределах шага. См. рисунок: Инструмент Поворота (W) Этот инструмент поворачивает выделенные вершины вокруг выбранной оси. При выборе инструмента в ортогональных проекциях отображаются оси вращения: Чтобы вращать объекты, удерживайте нажатой левую кнопку мыши в любой чертёжной проекции и перемещайте указатель. Чтобы переместить ось вращения, наведите указатель мыши на окружность и перемещайте ось, удерживая левую кнопку мыши. Также доступна автоматическая установка осей поворота кнопками в параметрах инструмента вокруг:
В параметрах инструмента можно установить шаг угла вращения в пункте Дискретно на угол. Параметр Клонировать действует так же, как в инструменте Перемещение. Инструмент Масштабирования (E) Этот инструмент позволяет масштабировать выделенные вершины. При его выборе во всех видовых окнах чертёжных проекций отображается вспомогательная рамка и крест — центр, относительно которого выполняется масштабирование. Масштабировать можно несколькими способами:
С помощью этой области выполняется равномерное масштабирование по всем трем осям: Переместить точку, относительно которой выполняется масштабирование, можно перетягиванием центра вспомогательного крестика с помощью указателя мыши либо кнопками группы Центр масштабирования в настройках инструмента:
С помощью кнопки /2 раза можно уменьшить пополам, а *2 раза — увеличить объекты вдвое. Инструмент Выдавливания (R) — Extrude Этот инструмент включает в себя три подынструмента:
В режиме Выдавить доступны такие настройки, как:
Создать грань (Polygon tool) Данный инструмент имеет три режима построения грани:
Аналогично создаются многоугольники (режим Многоугольной грани). За исключением того, что все вершины нужно выбирать в том видовом окне, где был совершен первый щелчок. Ребра многоугольника не должны пересекаться. Чтобы завершить создание многоугольника, щёлкните на первой его точке. После этого он будет построен. Более сложные многоугольники в режиме Сложного многоугольника создаются так: создается внешняя граница многоугольника, как и в режиме Многоугольной грани, и внутри этих границ создаются дополнительные многоугольники. После создания внешней границы становятся доступными дополнительные варианты:
Если отмечен флажок Лицом вперёд, созданные треугольники будут обращены лицевой стороной к проекции, в которой они были созданы. В противном случае ориентация многоугольника будет зависеть от порядка следования вершин. Во всех режимах доступен пункт Двухсторонняя грань, при включении которой треугольники будут создаваться в двух экземплярах, с противоположной ориентацией лицевых сторон. Создать плоскость — прямоугольник (Plane Tool) Данный инструмент создает плоский прямоугольник, который ориентирован лицевой стороной к текущей проекции. В полях Рядов и Столбцов задаётся число сегментов соответственно по высоте и ширине. Ориентация рёбер задает способ поворота диагонального ребра:
В поле Предпросмотр отображается вид создаваемой плоскости. Чтобы создать плоскость, удерживайте нажатой левую кнопку мыши и переместите указатель в любом из видовых окон. Создать параллелепипед — прямоугольный параллелепипед (Box Tool) Этот инструмент создает прямоугольный параллелепипед (бокс). Параллелепипед создаётся в несколько шагов (в зависимости от настроек). По умолчанию на первом шаге указывается ширина и высота (Width и Height) растягиванием прямоугольника в видовом окне, на втором — длина (Length). Если значение Сегментов фаски больше нуля, добавляется шаг, на котором указывается значение фаски Fillet (сглаживание или срезание краев): Параллелепипед со сглаженными краями (Сегментов фаски = 3): Значения Ярусов, Сегментов в ширину и Сегментов в длину позволяют задать количество сегментов соответственно по высоте, ширине и длине. Чтобы создать куб, включите флажок Куб, и тогда высота, ширина и длина будут равными. Текущие высота, ширина, длина и значение параметра сглаживания отображаются в строке состояния. Создать сферу (Sphere Tool) Этот инструмент создает сферу. Доступно два типа построения сферы: Сфера и Геосфера: В режиме Сфера задается количество Сторон и Ярусов (вертикальных сегментов). В режиме Геосфера в настройке Итераций задаётся число итераций: чем больше, тем больше треугольников будет содержать сфера. Для того, чтобы создать сферу, зажмите левую кнопку мыши и протяните указатель в любой из чертёжных проекций до нужного размера. Положение сферы при этом зависит от настройки Метод построения. Создать цилиндр или призму (Cylinder Tool) Этот инструмент создает равностороннюю призму или цилиндр. Для призмы или цилиндра доступны следующие параметры:
Параметр Тип основания определяет тип построения обоих оснований цилиндра: Положение цилиндра при его создании задается параметром Метод построения. Создать трубку (Tube Tool) Этот инструмент создает полую трубу. Для трубы доступны следующие параметры:
Если внутренний радиус трубы намного меньше внешнего, полезно уменьшить количество сторон на внутренней стороне чтобы понизить общее число треугольников. Положение трубы при ее создании зависит от режима Метод построения. Создание тора (Torus Tool) Этот инструмент создает тор. Для тора можно задать количество:
Положение тора при его создании задается настройкой Метод построения. Создать тело вращения (Lathe Tool) Этот инструмент создает фигуру вращения по заданному контуру: Количество сторон фигуры задается параметром Сторон. Угол поворота задается параметром Угол сектора и по умолчанию равен 360° (полный оборот). Если угол меньше 360°, в фигуре появляется разрез. Флажок Покрыть торцы сектора управляет заполнением гранями на краях разреза. Доступны два режима редактирования:
Настройка Группа сглаживания позволяет заранее назначить сегментам контура определенную группу сглаживания. Соответственно сегменты окрашиваются в один из цветов. Фигура создается при замыкании контура либо по нажатию кнопок Создать или Замкнуть и Создать. Последняя замыкает контур перед созданием фигуры. Если контур не замкнут, то фигура может получиться вывернутой наизнанку. Чтобы исправить это, выберите в меню пункт Редактировать -> Перевернуть грани. Создать изогнутое тело с задаваемым профилем (Loft Tool) Этот инструмент может использоваться для разных целей. Он аналогичен многократному применению функции Выдавить грани из рёбер по заданному пути (контуру). Для создания фигуры необходимо задать контур и сечение. По умолчанию сечение — окружность, число сторон которой задается параметром "сторон". Вы можете изменить форму сечения. Для этого щелкните левой кнопкой мыши по области просмотра сечения. Это откроет диалоговое окно Редактор сечения. Инструменты этого диалогового окна позволяют перемещать, вращать и масштабировать сечение относительно центра. Также можно отразить сечение по горизонтали и по вертикали. С помощью инструмента Move Vertex можно перемещать курсором мыши отдельные вершины сечения. При создании контура доступны режимы:
Параметр Сегментов изгиба задает количество сегментов сглаживания на изгибах контура. Флажок С основаниями включает создание крайних граней фигуры. Когда фигура готова, нажмите кнопку Создать чтобы создать её. С помощью кнопки Замкнуть контур оси можно замкнуть контур, соединив его первую и последнюю точку. Примеры фигур, созданных с помощью инструмента Создать изогнутое тело: Наложение текстуры (Mapping Tool) Этот инструмент предназначен для проецирования текстурных координат, а также автоматической текстурной развертки. Перед использованием инструмента необходимо выделить треугольники, для которых будут рассчитываться текстурные координаты. Доступно три вида проекции текстуры:
Также есть возможность ориентации по нормали к любой поверхности модели. Для этого наведите указатель на нужную поверхность в перспективном (3D) видовом окне и щёлкните по нему левой кнопкой мыши. Чтобы применить проекцию текстуры, нажмите Переналожить. В инструменте также доступна автоматическая текстурная развертка, для которой используется два алгоритма:
После нажатия на кнопку одного из вариантов автоматической развертки открывается диалоговое окно, в котором видна полученная развертка. Пример развертки цилиндра: Нажав на кнопку Следующий, можно выбрать следующий треугольник в качестве начального. Это в некоторых случаях позволяет улучшить вид развёртки. Чтобы применить развёртку, нажмите ОК. Или Отмена чтобы отменить. В режиме В проекцию на плоскость это диалоговое окно имеет также параметр Максимальный Угол, который определяет максимальный угол, при котором треугольники могут принадлежать одному элементу. Как правило этот инструмент используется в комбинации с ручным редактированием текстурных координат (См. Редактор проецирования текстуры (Редактор текстурных координат)). Назад к оглавлению |